Загрузка

0%
0%

Современники прозвали Кулибина «нижегородским Архимедом», а потомки уже его именем называют талантливых изобретателей, чьи разработки меняют жизнь к лучшему.

Перед вами мастерская изобретателя. Художник наполнил ее разными предметами: здесь есть те, что придуманы и созданы Кулибиным, и те, что связаны с именами других знаменитых инженеров. Постарайтесь отыскать среди них изобретения Ивана Петровича.

У вас есть 1 минута. Будьте внимательны — при неверном выборе время игры уменьшается! Кликайте на предметы, чтобы прочитать их истории. В это время таймер будет останавливаться, так что можно не торопиться заканчивать чтение.

Играть
Играть

Сохраните ссылку на игру,
чтобы играть с компьютера

Сохранить
Сохранить
Ссылка сохранена
Ссылка сохранена
Одноарочный мост через Неву
Изобретатель: Иван Кулибин

Переехав в Санкт-Петербург, Кулибин сразу обратил внимание на неудобства, которые испытывали жители «северной Венеции» из-за нехватки постоянных мостов. В то время в городе существовал только один наплавной мост через Неву, соединявший Васильевский и Адмиралтейский острова. Осенью его разбирали и вновь собирали уже весной. Зимой горожане переходили Неву по льду, а в межсезонье переплывали на лодках и нередко это заканчивалось трагически. Для прохода судов мост также приходилось разбирать, прерывая сообщение между важными районами города на несколько часов.

Проект 298-метрового арочного однопролетного моста Кулибина был новаторским во всем, начиная с того, что таких мостов во всем мире в то время не существовало — самые длинные не превышали 119-ти метров. В процессе работы изобретатель опытным путем предсказал некоторые законы сопромата, которые получили подтверждение значительно позже. Чтобы доказать жизнеспособность своей разработки, Кулибин построил уменьшенную модель моста и провел ее испытания, в первые в истории показав возможность моделирования мостов.

←Назад
Водоход
Изобретатель: Иван Кулибин

Полтора века назад выдающийся русский художник Илья Репин написал одну из самых известных своих картин «Бурлаки на Волге». И, пожалуй, в наши дни не найдётся человека, который не видел хотя бы её репродукции. А увидев, не запомнил на всю жизнь и саму картину, и трагическую историю российского бурлачества.

Кулибин был знаком с волжскими бурлаками не по картинам или рассказам. Родившийся в Нижнем Новгороде, он с детства видел их собственными глазами, знал о каторжных условиях этой работы, непомерных физических нагрузках и несправедливом отношении работодателей к нищим бурлакам. Кроме того, невозможно было не видеть малой эффективности такого способа буксировки судов вверх по течению реки.

В 1782 году изобретатель начал работать над созданием «водоходного судна», в котором бурлацкий труд был заменён механическим устройством. Его идея заключалась в использовании силы течения воды для вращения гребных колёс, установленных на судне...

←Назад
Протез
Изобретатель: Иван Кулибин

В 1791 году Кулибин занялся изготовлением первого в истории механического протеза ноги. Конечно, попытки создать заменители утраченных конечностей предпринимались и раньше, но только российскому изобретателю удалось сделать действительно функциональную модель.

Первый протез он сконструировал специально для поручика Непейцина. Семнадцатилетний юноша лишился ноги в Очаковском сражении и приехал Петербург оформлять пенсию — о продолжении военной карьеры речи идти не могло. Но в столице судьба свела их с Кулибиным, который решил помочь молодому человеку. По воспоминаниям самого изобретателя, при первой же примерке «механической ноги» поручик, «обувшись в сапоги, на первый случай с тростью пошел, садился и вставал, не прикасаясь до нея руками и без всякой посторонней помощи; а напоследок я слышал от верных людей, что он, живучи в своей деревне, привык с ней ходить смело и без трости».

←Назад
Театр в яйце
Изобретатель: Иван Кулибин

В 1767 году Иван Кулибин создал необыкновенные часы — размером чуть меньше гусиного яйца они вмещали не только часовой механизм, но целую механическую сцену с декорациями и фигурами и исполняли различную музыку, в том числе сочинения самого Кулибина:

«Они отбивали каждый час, половину и даже четверть часа. По завершении часа в яйце отворялись створчатые дверцы, открывая золочёный чертог. Против дверей стояло изображение гроба Господня, в который вела затворенная дверь.

По сторонам гроба стояли два воина с копьями. Через полминуты после того, как отворялись двери чертога, являлся ангел. Дверь, ведущая к гробу, раскрывалась, и стоящие воины падали на колени. Появлялись жены-мироносицы и слышался сопровождаемый звоном церковный стих «Христос воскресе!», исполнявшийся трижды.

Во второй половине дня ежечасно исполнялся уже другой стих: «Воскрес Иисус из гроба»...

←Назад
Прожектор
Изобретатель: Иван Кулибин

Передавать информацию быстро на далёкие расстояния с помощью световых сигналов человечество научилось ещё в древние времена. К концу 18-го века в мире существовали разные системы оптической телеграфии, но это не остановило Кулибина, разработавшего собственную «дальнеизвещающую машину» и систему кодирования сигналов, значительно упрощавшую передачу и расшифровку информации.

В «машине» применялся оптический семафор со множеством мельчайших зеркал, усиливающих свет обычной свечи в 500 раз. Это позволяло ему эффективно работать не только ночью, но и днём, и даже в небольшой туман. Испытания показали, что свет этого семафора виден за 25 километров. В конструкции, обеспечивающей движение семафора, Кулибин использовал Т-образную французскую раму, оснастив её собственным приводным механизмом.

Это изобретение могло стать идеальным для своего времени решением множества задач, связанных с необходимостью передачи информации, например, у военных или моряков...

←Назад
Самобеглая коляска
Изобретатель: Иван Кулибин

В 1791-ом году Кулибин представил рабочий прототип «самобеглой коляски», которая приводилась в движение с помощью педалей, расположенных за пассажирским сиденьем. Это изобретение несправедливо приписывать исключительно «нижегородскому Архимеду»: подобное устройство описывал ещё Леонардо да Винчи (у него это был скорее танк, но тоже приводимый в движение мускульной силой), а за сорок лет до Кулибина в России самобеглую коляску создал другой талантливый изобретатель-самоучка — крестьянин Нижегородской губернии Леонтий Шамшуренков. Но экипаж Кулибина был гораздо сложнее разработок его предшественников, о которых он, скорее всего, и не знал. Коляска имела коробку скоростей, тормоз, карданный механизм, руль, подшипники — эти же элементы имеют и современные автомобили.

Некоторое время «самобеглые коляски» служили развлечением, аттракционом для знати, а потом про них забыли. До нашего времени сохранились лишь чертежи, по которым позже создали несколько уменьшенных копий кулибинского изобретения, они хранятся в Политехническом музее Москвы.

←Назад

Это вертолёт Леонардо да Винчи — «человека эпохи Возрождения», жившего за три века до Кулибина. В конце 1480-х годов он создал проект летательного аппарата, отдалённо напоминающего современные вертолёты. Вместо лопастей машина имела накрахмаленный льняной парус спиралевидной формы — «воздушный винт». Да Винчи рассчитывал, что при достаточно быстром вращении винта силами экипажа, находящегося на платформе под парусом, конструкция сможет подняться в воздух. Убедиться на практике в работоспособности своей идеи великий итальянец не мог — в то время материалов, подходящих по весу и прочности для постройки рабочего полноразмерного прототипа, ещё не существовало.

←Назад

Это кинокамера братьев Люмьер — французских энтузиастов, родоначальников современного кино. Попытки «оживить фотографию» предпринимались и до них, но именно Луи Люмьер к 1895-му году, опираясь на наработки предшественников, смог сконструировать аппарат, с помощью которого можно было не только записывать движущееся изображение, но и копировать ранее сделанную запись, а самое, пожалуй, главное — демонстрировать её на экране большому количеству зрителей сразу.

←Назад

Это паровая машина Джеймса Уатта — шотландского «кулибина», современника российского изобретателя. Уатт родился через год после рождения Ивана Кулибина и умер через год после его смерти. Это он придумал измерять мощность механических двигателей в «лошадиных силах», а единицу мощности во всем мире сегодня принято называть «ваттом» в его честь.

Паровой двигатель не был исключительно изобретением шотландца — сила пара была известна ещё с древних времён. Но именно Уатт сумел усовершенствовать существовавшие в Европе до него малоэффективные машины и именно с его разработками принято связывать начало промышленной революции в Англии, а затем и во всем мире.

←Назад

Это фонограф Томаса Эдисона — американского изобретателя, инженера и предпринимателя. Первое разработанное им устройство для записи и воспроизведения звука было представлено в 1877 году. Устройство использовало иглу, связанную с мембраной, и вращающийся валик со специальным покрытием: звук действовал на мембрану, игла под действием колебаний процарапывала на покрытии валика линию, записывая звуковую дорожку. При воспроизведении порядок был обратным — игла двигалась по готовой дорожке и передавала колебания мембране, которая излучала звук.

←Назад

Это автомат для продаж Герона Александрийского — греческого математика и механика, жившего, предположительно, в самом начале нашей эры. Автомат продавал освященную воду для ритуального омовения рук у входа в храм. В специальное отверстие бросалась монета, под ее весом опускался рычаг, в свою очередь поднимая клапан, и из другого отверстия текла вода. Затем клапан опускался обратно уже под собственным весом, перекрывая поток и для получения новой порции воды требовалась еще одна монета. Интересно, была ли на нем табличка на древнегреческом «Автомат сдачу не выдает»?..

←Назад
0
1
:
0
0
Отлично!
Это было непросто, но вы справились!
Жаль, но время вышло. Не огорчайтесь, это было действительно непросто!

Вы можете пройти игру еще раз, чтобы улучшить результат.

Поверните устройство
горизонтально, чтобы играть