Переехав в Санкт-Петербург, Кулибин сразу обратил внимание на неудобства, которые испытывали жители «северной Венеции» из-за нехватки постоянных мостов. В то время в городе существовал только один наплавной мост через Неву, соединявший Васильевский и Адмиралтейский острова. Осенью его разбирали и вновь собирали уже весной. Зимой горожане переходили Неву по льду, а в межсезонье переплывали на лодках и нередко это заканчивалось трагически. Для прохода судов мост также приходилось разбирать, прерывая сообщение между важными районами города на несколько часов.
Проект 298-метрового арочного однопролетного моста Кулибина был новаторским во всем, начиная с того, что таких мостов во всем мире в то время не существовало — самые длинные не превышали 119-ти метров. В процессе работы изобретатель опытным путем предсказал некоторые законы сопромата, которые получили подтверждение значительно позже. Чтобы доказать жизнеспособность своей разработки, Кулибин построил уменьшенную модель моста и провел ее испытания, в первые в истории показав возможность моделирования мостов.